1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Как соединить звенья инновационной цепи

stol.png15 мая в конференц-зале колледжа АГУ состоялся «круглый стол», посвященный проблемам деятельности системы высшего профессионального образования в Республике Адыгея. Инициатором дискуссионной площадки выступил руководитель регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Юрий Александрович Горохов.

Тема дискуссии была обозначена максимально широко - «Формирование и функционирование системы высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики».

В конференц-зале колледжа за «круглым столом» встретились представители органов государственной власти, отраслевых профсоюзов, депутаты городского Совета народных депутатов Майкопа, актив Народного фронта. В качестве экспертов выступили директор МГГТУ, проректор по непрерывному образованию и инновационной деятельности АГУ, председатель Комитета по образованию, науке, СМИ и делам молодежи Госсовета - Хасэ Республики Адыгея А.А. Керашев, проректор по учебной работе МГТУ Л.И. Задорожная, директор Адыгейского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Майкопе К.М. Химишев и Л.Н. Гутова, специалист по дополнительному образованию Адыгейского филиала Университета российской академии образования.

Заместитель министра образования и науки РА М.А.Каратабан и А.А. Стальной - доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина выступали от двух уровней государственной власти.

На «круглом столе» был представлен актив Общероссийского народного фронта, преподаватели, студенты. Вел заседание «круглого стола» Т.М. Шовгенов, кандидат экономических наук АГУ.

Актуальность темы «круглого стола» и необходимость такой широкой дискуссии раскрыла активист ОНФ, депутат городского Совета народных депутатов Майкопа Асиет Муратовна Берзегова.

- В преддверии всероссийского форума по проблемам высшего образования в России региональное отделение ОНФ проводит ряд «круглых столов», посвященных этой сфере. В этой связи предлагается обсудить вопросы качества подготовки специалистов учреждениями высшего образования, определить наиболее острые проблемы в этой сфере.

Заместитель министра образования и науки, кандидат экономических наук М.А. Каратабан в своем слове подчеркнул, что тема «круглого стола» важная и актуальная. Деятельность университетов республики и филиалов российских негосударственных вузов находится в центре внимания специалистов министерства. Мониторинг качества подготовки специалистов в вузах осуществляет межведомственная комиссия. В настоящее время требования к качеству подготовки специалистов предъявляются одинаковые и к вузу, и к его филиалу. Это новое положение, которое реализуется с 2014 года. По существу речь идет о более высоких требованиях со стороны государства к качеству подготовки специалистов в высшей школе.

Продолжил диалог директор колледжа А.А. Керашев. Он подчеркнул, что ключевым в теме «круглого стола» являются слова «инновационная экономика». Как высшее образование вписывается в модель инновационной экономики нам полезно сегодня разобраться. Если обернемся на 25-30 лет назад, когда экономика была плановой, нам будет понятно, почему образование повсеместно было бюджетным. Планирование всего производственного сектора требовало такого же планирования в подготовке специалистов. И молодой специалист имел при этом определенный набор государственных гарантий – своего рода соцпакет. Сегодня главная задача, роль государства добиться баланса между направлениями бакалавриата и реальным сектором экономики, причем экономики инновационной. Однако мы видим, что основным регулятором сегодня являются контрольные цифры приема, которые содержат объемы бюджетного финансирования, то есть госгарантий в подготовке специалистов.

Второе – спрос на специальности. Если лет 10 назад специальности гуманитарной направленности (юриспруденция, экономика) пользовались максимальным спросом, то сегодня государство выступает регулятором и формирует заказ в сфере инженерных профессий, точных наук.

Это означает, что абитуриенты и их родители должны руководствоваться не престижностью профессии, а ее местом на рынке труда. А сегодня рынок труда есть инновационная экономика. И именно работодатель диктует спрос и говорит, кто сегодня востребован на рынке труда.

На федеральном уровне озвучена проблема: отсутствие прямого участия работодателей в учебном процессе. На уровне нашего региона такая проблема существует и оставляет желать лучшего.

Не секрет, что учебный процесс – это двустороннее движение. С одной стороны вуз, который дает теоретическую платформу, на которой потом строится все остальное – навыки, опыт и так далее. С другой стороны – работодатель, который должен быть заинтересован в качественном специалисте и соответственно принимать активное участие в учебном процессе.

Одним из наиболее эффективных инструментов взаимодействия вуза и производства была и остается производственная практика. Для работодателя практика – это возможность отбирать и формировать свой кадровый резерв. Идеальная модель, когда в течение всего срока обучения студент проходит производственную практику на одном предприятии, на том, где он сам планирует работать после выпуска. Работодатель на конкурсной основе определяет для себя необходимое количество рабочих мест. При этом работодатель еще и поощряет материально – в виде стипендий или оплаты обучения.

В колледже такая модель работает на специальности «технология машиностроения». У нас тесные связи с редукторным, машиностроительным заводами. Эти работодатели заинтересованы, чтобы мы для них были поставщиком кадров.

В гуманитарном блоке требуется креативный подход. У нас была хорошая возможность показать себя во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Наши студенты отделения «Индустрии сервиса» в течение всего срока Игр трудились на олимпийских объектах, получая приличное денежное вознаграждение по трудовому договору. Отмечу, что студенты работали в комплексах Роза Хутор, в Имеретинской долине, где расположены пятизвездочные отели. Несколько студентов остались и работают, остальные получили прекрасные отзывы. Самое главное, что практика подвела студентов к выводу: знания определяют уровень благосостояния и повышают шансы трудоустройства.

Представленная модель взаимодействия универсальна и подходит как для системы СПО, о которой я говорил, так и для высшей школы.

Но общей проблемой сегодня является формальный подход к производственной практике со стороны работодателей. Причина в том, что материально работодатель не участвует в подготовке специалиста. Министерство образования и науки РФ как раз и старается внедрить систему материального партнерства со стороны работодателя в сфере подготовки специалистов. Таким образом, работодатель будет выступать регулятором качества подготовки специалистов инновационной экономики в высшей школе.

В колледже широко используются инновационные методики подготовки специалистов. Гарантия качества подготовки специалистов, за которых мы все отвечаем, – это наше кредо.

А.А. Стальной отметил, что организаторы очень точно избрали место для проведения «круглого стола» - «прославленного, знаменитого не только в республике, но и в России колледжа – МГГТК АГУ. Колледж готовит специалистов среднего звена, наиболее востребованных сегодня на рынке труда, о чем говорил не раз наш Президент Владимир Владимирович Путин. Здесь в колледже готовят классных специалистов, а также качественных будущих студентов для Адыгейского государственного университета.

Он подчеркнул, что сегодня наблюдается четкий вектор усилий власти на повышение качества подготовки специалистов в вузах и, одновременно, стремление навести порядок в этой сфере, сократив число неэффективных учреждений.

Участники «круглого стола» высказали немало продуктивных предложений, как отметил, завершая диалог Ю. А. Горохов, которые войдут в пакет предложений на осенней встречи актива движения с Президентом РФ В.В. Путиным. 

Как соединить звенья инновационной цепи Как соединить звенья инновационной цепи Как соединить звенья инновационной цепи
Еще фото...